А вы что думали?
Пункт первый:
Основной конфликт моей жизни сегодня - я хочу ездить на самокатике за черешенкой, выбирать разливное пиво и рёбрышки в суп, и фырфырфыр, и чтобы крыса поправилась. Но властная воля пятерых примерно Гендальфов зовёт в путь: тут надо организовать зомби-апокалипсис, там смуту, а вооон там небольшой постапок, и всё это исключительно во имя добра.
Моим вопросом - не претензией, конечно, я понимала, как им трудно - к предыдущему поколению было "А зачем это всё?" Предыдущее поколение выживало, и смысл, кажется, находило во мне. Все иные ценности были скомпрометированы, кроме, наверное, личного спасения.
Наверное, пямять о близких даёт смысл и помогает выжить в концлагере, но близкие, которым ничего не угрожает, в пятнадцать лет не годятся на роль смысла жизни.
Мне и в тридцать два не годятся.
Много думала над статьёй про коммуны шестидесятых. Там весьма лихие вещи были - поднимаемся ночью по горну, идём полоть свёклу при свете фар трактора. Трудовой десант!
Поняла, что с четырнадцати, примерно, лет нахожусь в средах, придумывающих себе подвиги. Ух как мы играли ЧГК-марафон! А как на штурм-то шли под дождём. А помните, помните, как сортир закапывали? Два километр просеки прошли до обеда, между прочим. Пятнадцать плат за ночь напаяли.
Дорвавшись до образования, мы привносим те же ценности. Проектная деятельность очень способствует подвигам, конечно. Когда весь семестр околачивали груши - особенно. Но и когда "ребята, у нас только две недели, чтобы сделать этот посёлок на берегу Тихого океана чуть менее безысходным".
Постсоветский человек, человек "Звирьмариллиона", конфликтует с человеком "Сильмариллиона", и многие мои друзья, да и я сама - ершатся на слово "подвиг". Где-то хотят обмануть!
Но человеком "Звирьмариллиона" быть довольно уныло. (Хэлка Ровенион)
Пункт второй:
Последний Союз-7. Рацио и эпос.
Простите, все еще не могу остановиться
Нетолкиенистам-неролевикам можно смело проматывать.
На самом деле, это пост не только про ПС, а вообще про проблемы игры в Толкиена. Основную проблему я вижу в том, что мир Толкиена нерационален, а на игре игроки неизбежно начинают пытаться играть в рациональные решения. Начинаются всякие бесконечные меджик-детекты, отработанная процедура уничтожения волшебных колец, допрос эльфами через осанвэ и прочая трешанина. Многие не видят в этом неправильности, потому что такие ходы выглядят эффективными, а соблазн поступать эффективно и препарировать все сомнительное очень велик.
Помню, когда я только-только прочла в первый раз Властелина Колец в юности, мой рациональный мозг разрывала мысль о том, почему эти гребаные орлы прилетают в самом конце. Трудно им, что ли, было в самом начале взять Кольцо, отнести и бросить в Ородруин? Они же за свет и за добро, значит, должны помочь!
У Толкиена так не работает. Орлы не могут прилететь в начале. Гэндальф не может меджик-детектом выяснить, что там за кольцо в карманцах у Бильбо Беггинса. Эльфийские владыки не работают детекторами лжи. Берен и Финрод идут в самый безумный и идиотический поход, который только можно вообразить.
Тут дело даже не в уповании на чудо, а в том, что ты не можешь совершить великое, пока идешь просчитанным путем с подстраховкой, потому что таков закон жанра эпоса. Ни один из тех сюжетов Толкиена, что вызывали у меня замирание дыхания в мои семнадцать, не строился на выборе логическом - это всегда был выбор этический и шаг в пустоту, когда никто, совершенно никто не может сказать тебе, правильно ли ты поступаешь и хорошим ли будет результат. Орлы не могут прилететь в начале. (Ё-вин)
Пункт третий:
При этом, однако, я далека от убеждения, что жесть на играх безопасна. Разумеется, это риски. Но знаете что. Когда я говорю, что меня интересуют игры для взрослых, я имею в виду вот что: игрок всегда должен понимать, что игровая ситуация – это то, во что он поставил себя сам, по своей воле. Не мастера это все с ним делают, не игротехи и не другие игроки. И ответственность тоже не на них. Ответственность на тебе самом. И да, ничто во всей вселенной не может помешать тебе притормозить или, если надо, мгновенно прекратить взаимодействие, в котором, ты, игрок, не хочешь участвовать.
При этом, в моем мире, если дееспособный взрослый человек хочет играть с чем-то, что потенциально может нанести ему вред, то это его право. Считать, что такого права у него нет, было бы неуважением к нему.
И еще о жести на играх
читать дальше (Лота)
Основной конфликт моей жизни сегодня - я хочу ездить на самокатике за черешенкой, выбирать разливное пиво и рёбрышки в суп, и фырфырфыр, и чтобы крыса поправилась. Но властная воля пятерых примерно Гендальфов зовёт в путь: тут надо организовать зомби-апокалипсис, там смуту, а вооон там небольшой постапок, и всё это исключительно во имя добра.
Моим вопросом - не претензией, конечно, я понимала, как им трудно - к предыдущему поколению было "А зачем это всё?" Предыдущее поколение выживало, и смысл, кажется, находило во мне. Все иные ценности были скомпрометированы, кроме, наверное, личного спасения.
Наверное, пямять о близких даёт смысл и помогает выжить в концлагере, но близкие, которым ничего не угрожает, в пятнадцать лет не годятся на роль смысла жизни.
Мне и в тридцать два не годятся.
Много думала над статьёй про коммуны шестидесятых. Там весьма лихие вещи были - поднимаемся ночью по горну, идём полоть свёклу при свете фар трактора. Трудовой десант!
Поняла, что с четырнадцати, примерно, лет нахожусь в средах, придумывающих себе подвиги. Ух как мы играли ЧГК-марафон! А как на штурм-то шли под дождём. А помните, помните, как сортир закапывали? Два километр просеки прошли до обеда, между прочим. Пятнадцать плат за ночь напаяли.
Дорвавшись до образования, мы привносим те же ценности. Проектная деятельность очень способствует подвигам, конечно. Когда весь семестр околачивали груши - особенно. Но и когда "ребята, у нас только две недели, чтобы сделать этот посёлок на берегу Тихого океана чуть менее безысходным".
Постсоветский человек, человек "Звирьмариллиона", конфликтует с человеком "Сильмариллиона", и многие мои друзья, да и я сама - ершатся на слово "подвиг". Где-то хотят обмануть!
Но человеком "Звирьмариллиона" быть довольно уныло. (Хэлка Ровенион)
Пункт второй:
Последний Союз-7. Рацио и эпос.
Простите, все еще не могу остановиться

На самом деле, это пост не только про ПС, а вообще про проблемы игры в Толкиена. Основную проблему я вижу в том, что мир Толкиена нерационален, а на игре игроки неизбежно начинают пытаться играть в рациональные решения. Начинаются всякие бесконечные меджик-детекты, отработанная процедура уничтожения волшебных колец, допрос эльфами через осанвэ и прочая трешанина. Многие не видят в этом неправильности, потому что такие ходы выглядят эффективными, а соблазн поступать эффективно и препарировать все сомнительное очень велик.
Помню, когда я только-только прочла в первый раз Властелина Колец в юности, мой рациональный мозг разрывала мысль о том, почему эти гребаные орлы прилетают в самом конце. Трудно им, что ли, было в самом начале взять Кольцо, отнести и бросить в Ородруин? Они же за свет и за добро, значит, должны помочь!
У Толкиена так не работает. Орлы не могут прилететь в начале. Гэндальф не может меджик-детектом выяснить, что там за кольцо в карманцах у Бильбо Беггинса. Эльфийские владыки не работают детекторами лжи. Берен и Финрод идут в самый безумный и идиотический поход, который только можно вообразить.
Тут дело даже не в уповании на чудо, а в том, что ты не можешь совершить великое, пока идешь просчитанным путем с подстраховкой, потому что таков закон жанра эпоса. Ни один из тех сюжетов Толкиена, что вызывали у меня замирание дыхания в мои семнадцать, не строился на выборе логическом - это всегда был выбор этический и шаг в пустоту, когда никто, совершенно никто не может сказать тебе, правильно ли ты поступаешь и хорошим ли будет результат. Орлы не могут прилететь в начале. (Ё-вин)
Пункт третий:
При этом, однако, я далека от убеждения, что жесть на играх безопасна. Разумеется, это риски. Но знаете что. Когда я говорю, что меня интересуют игры для взрослых, я имею в виду вот что: игрок всегда должен понимать, что игровая ситуация – это то, во что он поставил себя сам, по своей воле. Не мастера это все с ним делают, не игротехи и не другие игроки. И ответственность тоже не на них. Ответственность на тебе самом. И да, ничто во всей вселенной не может помешать тебе притормозить или, если надо, мгновенно прекратить взаимодействие, в котором, ты, игрок, не хочешь участвовать.
При этом, в моем мире, если дееспособный взрослый человек хочет играть с чем-то, что потенциально может нанести ему вред, то это его право. Считать, что такого права у него нет, было бы неуважением к нему.
И еще о жести на играх
читать дальше (Лота)
1. Ролевая игра ценна тем, что она - диалог с живыми настоящими людьми. Тут любят добавлять метафору секса, но секс гораздо более скучная штука, чем разговоры и ролевые игры, так что я не буду.
2. Есть сцены, которые делают происходящее на игре настоящим. Мы вот за этим ехали. Есть - ролевые обобщения и условности, которые кочуют с нами с игры в игру. Они ничего нам не дают.
"И это наше слово", громыхнувшее над палубой "Галактики" - это то, за чем мы едем. Дискуссии о том, как дальше жить - нет.
3. Ни на одну секунду на игре не должна появляться мысль: "Это правда то, чем я хочу заниматься в свой выходной?"
Онастоящивающих сцен должно быть больше, светлых советов и шепотков по кулуарам меньше. Нехорошо человеку быть одному, ибо нет человека, как остров, но все часть материка.
Дать сбыться чужой истории важно. Стать фоном - можно. Смиренно отодвигать своё "я" на второй план - нужно.
Программа:
"Перед боем" (формат украден у Дракона из Ярославля)
Полководец (любой, на выбор) произносит вдохновляющую речь перед строем. Бойцы отвечают ему в едином порыве.
На роль полководца, конечно, надо брать тех, кто никогда перед строем ничего не говорил.
Это простейший диалог. Речь - Ура.
Казнь
Игра "Святая Земля" в 2003 году началась с сожжения ведьмы (в исполнении, кажется, naginata). Я ужасно завидовала и тоже хотела, чтоб меня сожгли, чтоб я такая стояла на костре, и все смотрели. Но увы! Кандидаток на костёр было много, у меня не было шансов.
Уиуиуиуиуиуиуиу!
Это опасный такт. На него нельзя вытаскивать силой. Только добровольцы.
Приговорённый идёт к месту казни (или стоит на эшафоте), толпа выражает свою ненависть. Потом приговорённый начинает речь - и толпа замолкает. Всё.
Может ли толпа перекричать приговорённого? Обычно - да.
Но зачем?
Вот наш друг, и вот у него наступает очень важный момент его игры. Его, этот момент, можно смазать. Ну так и раз-два-три-добиваю можно делать. Можно игнорировать, можно перекрикивать. Только на сварку смотреть нельзя.
Похороны
У нашего друга игра вот уже почти кончилась. Но есть последний шанс прокоммуницировать с его персонажем, это ли не круто?
Сыграли ещё свадьбу, расстрел заложников, коронацию нежеланной королевы и сцену "простодушный в толпе" (хоть домашний мальчик среди крестового похода детей, хоть Мак-Кинли среди хиппи).
Вообще же этот формат должен строиться из мечт участников. Чтобы все помогали сбыться одному.
Меня по ходу дела сожгли, конечно.
Но оказалось, что это уже не нужно. За тринадцать лет нашлось много других способов привлечь к себе внимание. И это тоже важный вывод. (Хэлка Ровенион)
"Дать сбыться чужой истории важно. Стать фоном - можно. Смиренно отодвигать своё "я" на второй план - нужно."
Я бы сказал, что стать фоном, реагировать на окружающий мир нужно, а вот бегать за чужой историей и тем более отодвигать свои желания не обязательно. Я имею ввиду желания персонажа. И это для игры, а не сценок.
"Приговорённый идёт к месту казни (или стоит на эшафоте), толпа выражает свою ненависть. Потом приговорённый начинает речь - и толпа замолкает. Всё."
А казнь ли это? Театр это прекрасно, но когда на игре игроки специально приглушают своих персонажей, что бы кто-то другой ярко и заученно выступил, то сама сцена обесценивается.
Но тут ещё другая проблема. Характер и яркость игроков по жизни.
Я понимаю, о чем она говорит, что в сотворчестве важно дать другому шанс себя реализовать, иначе это не сотворчество. Речь не о демонстративных паузах, речь о переводе фокуса действа. Точнее о том, что не надо его как одеяло все время тащить на себя всем одновременно