Пункт первый:
Основной конфликт моей жизни сегодня - я хочу ездить на самокатике за черешенкой, выбирать разливное пиво и рёбрышки в суп, и фырфырфыр, и чтобы крыса поправилась. Но властная воля пятерых примерно Гендальфов зовёт в путь: тут надо организовать зомби-апокалипсис, там смуту, а вооон там небольшой постапок, и всё это исключительно во имя добра.
Моим вопросом - не претензией, конечно, я понимала, как им трудно - к предыдущему поколению было "А зачем это всё?" Предыдущее поколение выживало, и смысл, кажется, находило во мне. Все иные ценности были скомпрометированы, кроме, наверное, личного спасения.
Наверное, пямять о близких даёт смысл и помогает выжить в концлагере, но близкие, которым ничего не угрожает, в пятнадцать лет не годятся на роль смысла жизни.
Мне и в тридцать два не годятся.
Много думала над статьёй про коммуны шестидесятых. Там весьма лихие вещи были - поднимаемся ночью по горну, идём полоть свёклу при свете фар трактора. Трудовой десант!
Поняла, что с четырнадцати, примерно, лет нахожусь в средах, придумывающих себе подвиги. Ух как мы играли ЧГК-марафон! А как на штурм-то шли под дождём. А помните, помните, как сортир закапывали? Два километр просеки прошли до обеда, между прочим. Пятнадцать плат за ночь напаяли.
Дорвавшись до образования, мы привносим те же ценности. Проектная деятельность очень способствует подвигам, конечно. Когда весь семестр околачивали груши - особенно. Но и когда "ребята, у нас только две недели, чтобы сделать этот посёлок на берегу Тихого океана чуть менее безысходным".
Постсоветский человек, человек "Звирьмариллиона", конфликтует с человеком "Сильмариллиона", и многие мои друзья, да и я сама - ершатся на слово "подвиг". Где-то хотят обмануть!
Но человеком "Звирьмариллиона" быть довольно уныло. (Хэлка Ровенион)
Пункт второй:
Последний Союз-7. Рацио и эпос.
Простите, все еще не могу остановиться Нетолкиенистам-неролевикам можно смело проматывать.
На самом деле, это пост не только про ПС, а вообще про проблемы игры в Толкиена. Основную проблему я вижу в том, что мир Толкиена нерационален, а на игре игроки неизбежно начинают пытаться играть в рациональные решения. Начинаются всякие бесконечные меджик-детекты, отработанная процедура уничтожения волшебных колец, допрос эльфами через осанвэ и прочая трешанина. Многие не видят в этом неправильности, потому что такие ходы выглядят эффективными, а соблазн поступать эффективно и препарировать все сомнительное очень велик.
Помню, когда я только-только прочла в первый раз Властелина Колец в юности, мой рациональный мозг разрывала мысль о том, почему эти гребаные орлы прилетают в самом конце. Трудно им, что ли, было в самом начале взять Кольцо, отнести и бросить в Ородруин? Они же за свет и за добро, значит, должны помочь!
У Толкиена так не работает. Орлы не могут прилететь в начале. Гэндальф не может меджик-детектом выяснить, что там за кольцо в карманцах у Бильбо Беггинса. Эльфийские владыки не работают детекторами лжи. Берен и Финрод идут в самый безумный и идиотический поход, который только можно вообразить.
Тут дело даже не в уповании на чудо, а в том, что ты не можешь совершить великое, пока идешь просчитанным путем с подстраховкой, потому что таков закон жанра эпоса. Ни один из тех сюжетов Толкиена, что вызывали у меня замирание дыхания в мои семнадцать, не строился на выборе логическом - это всегда был выбор этический и шаг в пустоту, когда никто, совершенно никто не может сказать тебе, правильно ли ты поступаешь и хорошим ли будет результат. Орлы не могут прилететь в начале. (Ё-вин)
Пункт третий:
При этом, однако, я далека от убеждения, что жесть на играх безопасна. Разумеется, это риски. Но знаете что. Когда я говорю, что меня интересуют игры для взрослых, я имею в виду вот что: игрок всегда должен понимать, что игровая ситуация – это то, во что он поставил себя сам, по своей воле. Не мастера это все с ним делают, не игротехи и не другие игроки. И ответственность тоже не на них. Ответственность на тебе самом. И да, ничто во всей вселенной не может помешать тебе притормозить или, если надо, мгновенно прекратить взаимодействие, в котором, ты, игрок, не хочешь участвовать.
При этом, в моем мире, если дееспособный взрослый человек хочет играть с чем-то, что потенциально может нанести ему вред, то это его право. Считать, что такого права у него нет, было бы неуважением к нему.
И еще о жести на играх
читать дальше (Лота)